ДНЕВНИК КАК ЖАНР
ЛИТЕРАТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
ВИРДЖИНИИ ВУЛЬФ
И КРИСТЫ ВОЛЬФ
Жанр дневника в мировой литературе
является одним из наиболее оригинальных с точки зрения композиции, формы
повествования и языка. Интерес к исследованию данного жанра обусловлен тем, что
именно личные дневники считаются самыми откровенными, правдоподобными и
искренними произведениями в литературе. Дневники нацелены на выражение личности
автора, его внутреннего мира. Композиционные особенности и основные жанровые
характеристики дневника определяют подбор лексико-семантических,
грамматических, синтаксических и стилистических средств и приемов, направленных
на раскрытие образа автора-повествователя [1, 1].
Возникновение дневника как литературной
формы было обусловлено несколькими факторами, главным из которых было
стремление писателей представить внутренний мир личности через документально обоснованный
текст, организованный по принципу собрания достоверных свидетельств и фактов
жизни отдельного человека [2, 25].
Писательские дневники — это записи,
имеющие форму подневных, ведущиеся на протяжении некоторого времени. В них
соблюдаются внешние признаки дневникового повествования — датированность,
периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства,
разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний
внутренних переживаний, то есть преобладает фиксация внешних событий. В отличие
от бытового, автор литературного дневника мало пишет о себе, зато отмечает всё,
что впоследствии может, по его мнению, представлять исторический интерес, либо
отбирает отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное
единство [2, 27].
Дневник отличает предельная искренность,
доверительность. Все записи дневника, как правило, пишутся для себя. А дневник
писателя сохраняет все эти признаки жанра, но, как бы дополняет существующее
определение тем, что является не только способом самовыражения, но и часто
творческой мастерской писателя [2, 27].
Вирджиния Вульф – талантливейшая
английская писательница и литературный критик. В своих дневниках, которые она
вела с 1915 года — последняя запись датируется 8 марта 1941 года, через четыре
дня В. Вулф ушла из жизни, — она писала обо всем, что произошло с ней, о людях,
с которыми встречалась, о книгах, которые читала. И самое важное — о
произведениях, над которыми работала: романах, рассказах, эссе, статьях.
Вирджиния Вульф в своих дневниках описывает отношения в семье: «My mother now
– she was a very able woman – we all owe her an awful lot – but hard. She said an odd thing to Nessa once – that
she hated girls, especially motherless girls. There you go very deep – It was
the terror of her life – that she was losing her charm. She would never have a
girl in the house. It was a tragedy. She was a very selfish woman»; «This is
going to be fairly short: to have father's character done complete in it; &
mothers; & St Ives; & childhood; & all the usual things I try to
put in –life, death &c. But the centre is father's character, sitting in a
boat, reciting. We perished, each alone, while he crushes a dying mackerel. However, I must refrain» [4]. Можно без
преувеличения сказать, что смерть матери, гнев, вызванный семейной тиранией
отца, а также неравными условиями материального обеспечения и образования,
установленными в семье по отношению к мальчикам и девочкам, лег в основу
дальнейших феминистских произведений Вульф.
В дневниковых записях прослеживается
целая жизнь писательницы, упоминаются события,
повлиявшие на ее творчество. Вирджиния Вульф писала об обществе,
которое ее окружает «Then Vita will come tomorrow. But I dont want
people: I want solitude; Rome», об ее отношении к литературе «The truth is that writing is the profound pleasure
& being read the superficial» [4], о взлетах и падениях. Дневники Вирджинии Вульф помогают нам понять мировоззрение писательницы и ее жизненно-ценностные ориентиры: «The immense
success of our life, is I think, that our treasure is hid away; or rather in
such common things that nothing can touch it» [4].
Говоря о дневниках как литературном
жанре, следует упомянуть имя известной немецкой писательницы Кристы Вольф.
Криста Вольф, пожалуй, самая значительная писательница ГДР, символизировала
собой, как и целое поколение представителей интеллигенции, альтернативную
общественную систему в Германии. С 1962
года Вольф занимается исключительно писательской деятельностью. Одной из ее
знаменитых работ является повесть «Кассандра» (1984). В предисловии («Die
Voraussetzungen einer Erzählung») к
произведению, представленное в виде дневниковых записей, писательница делится
историей создания данной работы, а также рассказывает о событиях из собственной
жизни, ставшие причиной возникновения романа.
В романе «Кассандра» отчетливо
прослеживается биография писательницы.
Город, который будет разрушен до основания, в свете всего творчества К.
Вольф становится многозначительным символом, за которым скрывается не только
намек на легендарную Трою, но и аналогия
с ГДР, и шире – с человеческой цивилизацией, приблизившейся в XX веке к
смертельной черте.
Активизации интереса писательницы к
древним сюжетам способствовала общественно-политическая ситуация, сложившаяся в
Германии в 90-е годы. В предисловии к роману Криста Вольф упоминает: «Moira, das
Schicksal, suchte uns vergebens in der Maschine, die soeben in Athen landete;
unauffindbar, nicht registrierte Schattengestalten ohne Gepäck, fuhren wir
durch die Straßen von Berlin, Hauptstadt der DDR; fremd, seltsam berührt,
unerkennbar gingen wir durch eine unerkennbare Stadt» [3].
Тема судьбы родной страны того времени отчетливо прослеживается в личных записях писательницы: «Als es um
Groschen und Markstücke für den Telefonapparat ging, haben wir unsere Identität
als einzige DDR-Bürger unter den Passagieren aufdecken müssen» [3]. Стратегия
историзации и психологизации, примененная писательницей в «Кассандре» и в
предисловии к роману, позволяет всесторонне и глубоко осмыслить настоящее,
соотнесенное с аналогичной моделью бытия из мифа о Троянской войне.
Особый интерес исследователей вызывает
изучение дневников с гендерной точки зрения, т. е. в какой мере, каким способом
особенности «женского типа письма» отражаются в дневниковых записях
женщин-писательниц. В этой связи нам представилась возможность начать изучение
этого аспекта со знаковых фигур женской литературы XX века – Вирджинии Вульф и
Кристы Вольф.
Литература
1. Богданова Е. В. Языковые особенности
жанра дневника / Е. В. Богданова. // Филологические науки. Вопросы теории и
практики – Тамбов : Грамота, 2008. – С. 28-30.
2. Колядина А. Дневник как литературный
жанр [Электронный ресурс] / Колядина А.. – Режим доступа:
http:lit.1september.ru/article.php/ID=200601914
3. Wolf Christa. Voraussetzungen einer Erzählung: Kassandra / Christa Wolf. – Berlin, 2008.
– 20 S.
4. Woolf V. Diary [Electronic resource] / Woolf V. – Access mode : http://www.woolfonline.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий