воскресенье, 26 апреля 2015 г.

К. С. Гудко г. Мариуполь(Світова література)


ДНЕВНИК КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
ВИРДЖИНИИ ВУЛЬФ И КРИСТЫ ВОЛЬФ
Жанр дневника в мировой литературе является одним из наиболее оригинальных с точки зрения композиции, формы повествования и языка. Интерес к исследованию данного жанра обусловлен тем, что именно личные дневники считаются самыми откровенными, правдоподобными и искренними произведениями в литературе. Дневники нацелены на выражение личности автора, его внутреннего мира. Композиционные особенности и основные жанровые характеристики дневника определяют подбор лексико-семантических, грамматических, синтаксических и стилистических средств и приемов, направленных на раскрытие образа автора-повествователя [1, 1].
Возникновение дневника как литературной формы было обусловлено несколькими факторами, главным из которых было стремление писателей представить внутренний мир личности через документально обоснованный текст, организованный по принципу собрания достоверных свидетельств и фактов жизни отдельного человека [2, 25].
Писательские дневники — это записи, имеющие форму подневных, ведущиеся на протяжении некоторого времени. В них соблюдаются внешние признаки дневникового повествования — датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, то есть преобладает фиксация внешних событий. В отличие от бытового, автор литературного дневника мало пишет о себе, зато отмечает всё, что впоследствии может, по его мнению, представлять исторический интерес, либо отбирает отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное единство [2, 27].
Дневник отличает предельная искренность, доверительность. Все записи дневника, как правило, пишутся для себя. А дневник писателя сохраняет все эти признаки жанра, но, как бы дополняет существующее определение тем, что является не только способом самовыражения, но и часто творческой мастерской писателя [2, 27].
Вирджиния Вульф – талантливейшая английская писательница и литературный критик. В своих дневниках, которые она вела с 1915 года — последняя запись датируется 8 марта 1941 года, через четыре дня В. Вулф ушла из жизни, — она писала обо всем, что произошло с ней, о людях, с которыми встречалась, о книгах, которые читала. И самое важное — о произведениях, над которыми работала: романах, рассказах, эссе, статьях. Вирджиния Вульф в своих дневниках описывает отношения в семье: «My mother now – she was a very able woman – we all owe her an awful lot – but hard.  She said an odd thing to Nessa once – that she hated girls, especially motherless girls. There you go very deep – It was the terror of her life – that she was losing her charm. She would never have a girl in the house. It was a tragedy. She was a very selfish woman»; «This is going to be fairly short: to have father's character done complete in it; & mothers; & St Ives; & childhood; & all the usual things I try to put in –life, death &c. But the centre is father's character, sitting in a boat, reciting. We perished, each alone, while he crushes a dying mackerel. However, I must refrain» [4]. Можно без преувеличения сказать, что смерть матери, гнев, вызванный семейной тиранией отца, а также неравными условиями материального обеспечения и образования, установленными в семье по отношению к мальчикам и девочкам, лег в основу дальнейших феминистских произведений Вульф.
В дневниковых записях прослеживается целая жизнь писательницы, упоминаются события,  повлиявшие на ее творчество. Вирджиния Вульф писала об обществе, которое  ее окружает «Then Vita will come tomorrow. But I dont want people: I want solitude; Rome», об ее отношении к литературе «The truth is that writing is the profound pleasure & being read the superficial» [4], о взлетах и падениях. Дневники Вирджинии Вульф помогают нам понять мировоззрение писательницы и ее жизненно-ценностные ориентиры: «The immense success of our life, is I think, that our treasure is hid away; or rather in such common things that nothing can touch it» [4].
Говоря о дневниках как литературном жанре, следует упомянуть имя известной немецкой писательницы Кристы Вольф. Криста Вольф, пожалуй, самая значительная писательница ГДР, символизировала собой, как и целое поколение представителей интеллигенции, альтернативную общественную систему в Германии.  С 1962 года Вольф занимается исключительно писательской деятельностью. Одной из ее знаменитых работ является повесть «Кассандра» (1984). В предисловии («Die Voraussetzungen einer Erzählung»)   к произведению, представленное в виде дневниковых записей, писательница делится историей создания данной работы, а также рассказывает о событиях из собственной жизни, ставшие причиной возникновения романа.
В романе «Кассандра» отчетливо прослеживается биография писательницы.  Город, который будет разрушен до основания, в свете всего творчества К. Вольф становится многозначительным символом, за которым скрывается не только намек на легендарную Трою, но и  аналогия с ГДР, и шире – с человеческой цивилизацией, приблизившейся в XX веке к смертельной черте.
Активизации интереса писательницы к древним сюжетам способствовала общественно-политическая ситуация, сложившаяся в Германии в 90-е годы. В предисловии к роману Криста Вольф упоминает: «Moira, das Schicksal, suchte uns vergebens in der Maschine, die soeben in Athen landete; unauffindbar, nicht registrierte Schattengestalten ohne Gepäck, fuhren wir durch die Straßen von Berlin, Hauptstadt der DDR; fremd, seltsam berührt, unerkennbar gingen wir durch eine unerkennbare Stadt» [3].
Тема судьбы родной страны того времени отчетливо прослеживается в личных записях писательницы: «Als es um Groschen und Markstücke für den Telefonapparat ging, haben wir unsere Identität als einzige DDR-Bürger unter den Passagieren aufdecken müssen» [3]. Стратегия историзации и психологизации, примененная писательницей в «Кассандре» и в предисловии к роману, позволяет всесторонне и глубоко осмыслить настоящее, соотнесенное с аналогичной моделью бытия из мифа о Троянской войне.
Особый интерес исследователей вызывает изучение дневников с гендерной точки зрения, т. е. в какой мере, каким способом особенности «женского типа письма» отражаются в дневниковых записях женщин-писательниц. В этой связи нам представилась возможность начать изучение этого аспекта со знаковых фигур женской литературы XX века – Вирджинии Вульф и Кристы Вольф.
Литература
1. Богданова Е. В. Языковые особенности жанра дневника / Е. В. Богданова. // Филологические науки. Вопросы теории и практики   – Тамбов : Грамота,  2008. – С. 28-30.
2. Колядина А. Дневник как литературный жанр [Электронный ресурс] / Колядина А.. – Режим доступа:
 http:lit.1september.ru/article.php/ID=200601914
3. Wolf Christa. Voraussetzungen einer Erzählung: Kassandra / Christa Wolf. – Berlin, 2008. – 20 S.
4. Woolf V. Diary [Electronic resource] / Woolf V. – Access mode : http://www.woolfonline.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий